Животные и мировые религии

07 декабря 2015 года

Мировые религии – христианство, ислам и буддизм, – продолжают оказывать огромное влияние на общество. Большинство людей, населяющих земной шар, - это верующие, сторонники одной из мировых религий. Для верующего человека свойственно воспринимать окружающий мир, опираясь на религиозные символы и догмы. Поэтому экологические проблемы, с которыми столкнулся современный мир, заставляют людей по-новому смотреть на свою или чужую веру в надежде найти новую «точку опоры». Появились новые термины: «экотеология», «зеленый буддизм». Особенно много надежд возлагают на постулаты мировых религий сторонники либеральной идеи прав животных. С надеждой и симпатией смотрят они на религии  народов Востока, в частности, буддизм и джайнизм: «Паломничество в Страну Востока (“к истоку света, навстречу чуду”), духовный регион якобы истинной экологической культуры становится обычным, а часто и ритуально обязательным “шествием” как заморских экофилософов, так и отечественных писателей и журналистов, занимающихся охраной природы, неким интеллектуальным хаджем в экоэтическую Мекку» (Лебедь, 1999).

Религия и охота

Мировые религии, источник: amalan.ru

 Идеологи прав животных считают основателей буддизма и джайнизма первопроходцами на пути признания прав животных. Т.Н.Павлова: «Они опередили нравственное сознание европейцев и народов других континентов на тысячелетия. В самом деле, те идеи, которые с великим трудом пытаются донести до сознания западного человека ведущие гуманисты нашего века, уже несколько тысячелетий назад стали достоянием народов Востока» (Павлова, 1992). Для обоснования своей идеи о «равноправии и равной ценности всех живых существ» идеологи прав животных пытаются пересмотреть Коран и Библию. Но даже поверхностный анализ основ мировых религий оставляет им на успех мало шансов.

Христианство. Начало главной книги христиан – Библии, содержит слова, с которыми Бог обратился к сотворенному человечеству: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт.1:28). Слово «владычествуйте» недвусмысленно указывает на иерархическое положение человека, но требует некоторого уточнения.  С. Хрибар пишет по этому поводу следующее: «Если обратиться к древнееврейскому оригиналу и уточнить значение слов "обладайте" и "владычествуйте", то окажется, что оба глагола 28 стиха синонимичны и говорят о "рабовладении" (ср. Лев.25:46,53; 26:17, 2Пар.28:10, Неем.5:5 и др.). Следовательно, использованный нами Синодальный перевод Священного Писания, передает значение данного отрывка вполне точно, что дает основания считать сугубо потребительское (а по сути - разорительское) отношение человека к природе санкционированным Библией. Однако, следует учесть, что религия духовных предшественников христиан - евреев (для которых, в первую очередь, и была написана книга Бытия) жестко регламентировала права хозяев на эксплуатацию рабов (см. Исх.21:16, 26-27, Втор.15:12-15). Если хозяин калечил раба, он обязан был дать ему свободу (Исх.21:26-27)… Жестокость к рабам обличается в Священном Писании неоднократно (Ис.3:15; Иез.22:29,31; Ам.4:1-2), а значит, наделение человека правами рабовладельца по отношению к другим живым существам вовсе не дает ему права проявлять к ним деспотизм… Итак, в Библии человек наделяется правами и обязанностями подотчетного Богу управляющего. Согласно Писанию, дело человека "возделывать и хранить" землю (Быт.2:15), сотрудничая при этом с Богом» (Хрибар, 2003).

Ноев ковчег

Источник изображения www.N-LO.ru

Человечество не выполнило наказов Бога – стало «велико развращение человеков на земле» (Быт.6:5). В наказание люди и животный мир были уничтожены всемирным потопом. Перед этим Бог дал поручение Ною, который «был праведный и непорочный в роде своем» (Быт.6:9), спасти себя, свое семейство и «из всех животных, от всякой плоти по паре… мужеского пола и женского…» (Быт.6:20)  «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле…» (Быт.7:21). Потоп завершился и немногочисленные уцелевшие люди получили новое наставление: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется по земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя. Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9, 1-7). Статус человека, созданного «по образу Божию», был подтвержден. С. Хрибар считает, из этой библейской истории о «сохранении биоразнообразия» можно «извлечь следующие уроки:

1. Человеку предлагается разделить Божье отношение к живому.

2. Все проявления жизни дороги Богу, а значит, достойны бережного отношения со стороны людей.

3. Человек отвечает перед Творцом за сохранение жизни во всех ее формах.

4. От поведения человека зависит благополучие всего живого» (Хрибар, 2003).

В Ветхом Завете многократно говорится о том, как «подотчетный Богу управляющий» должен обращаться с животными. Собранные вместе, эти высказывания могут составить своеобразный морально-этический кодекс древнего скотовода. Животные не должны страдать из-за человеческих распрей: “Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, – приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним” (Исх. 23:4-5). Предписано заботиться о потомстве домашнего скота: “Когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу. Но ни коровы, или овцы не закалайте в один день с порождением ее” (Лев. 22:27-28). Животные, занятые на тяжелых сельскохозяйственных работах, должны вовремя получать корм: “Не заграждай рта волу, когда он молотит” (Втор. 25:4). Жестокость к скоту – признак нечестивости: “Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко” (Прит. 12:10). Древний охотник обязан следить за сохранением репродуктивного ядра популяции: “Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми; мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои” (Втор. 22:6). Верующий всегда должен помнить о всемогущем творце, в чьих руках находится власть над сотворенным миром: "И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной и возвестит тебе; или побеседуй с землею и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не усмотрит, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов.12:7-10). Для животных человек – «владыка», но для Бога он – «животное». “Сказал я в сердце своем и о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти… ” (Эккл. 3:18-19).

Аналогичные мысли можно найти и в Новом Завете. Для Бога ценна всякая жизнь: "Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога" (Лк.12:6); но человек выше: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).

Древний пастух

Источник изображения: www.biblephoto.ucoz.ru

Основными слушателями проповедей Христа были рыбаки, земледельцы и скотоводы Иудеи. Поэтому основателю христианства необходимо было говорить с ними на простом языке, понятном многим. При помощи несложной аллегории пастуху легко объяснить, как всемогущий Бог разделит праведников и грешников в день Страшного суда “…И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25:32-33). Позже апостол Павел будет проповедовать по принципу «для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). С. Баландин предполагает следующее: «Библия предписывает: “Возлюби ближнего своего как самого себя” (Лев. 19:18), и при этом она ничем не обосновывает необходимость любви к самому себе, ибо каждому это и так было само собой, понятно. Точно так же излишне было объяснять пастуху, что нужно любить свое стадо, всячески заботиться о нем. Поэтому саму собой разумеющуюся любовь к животным Библия нередко ставила примером любви к ближним. На этих примерах основаны многие притчи и поучения Иисуса: “Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?” (Мф. 12:11); “Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тот час ли вытащит его в субботу?” (Лк. 14:5); “Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу” (Лк. 15:4-6). С.Хрибар напоминает, что в библейские времена отношение человека к животным было несколько иным, чем сейчас: «Важно также учесть, что в древней Палестине, никому в голову не приходило заводить четвероногого "члена семьи". Идолопоклонство некоторых современных любителей собак и кошек, готовых "взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф.15:26), в библейские времена мало кому грозило. В обществе тех времен отношение к другим живым существам было утилитарным: на животных смотрели либо как на полезную вещь или потенциальное блюдо (соответственно осел или овца), либо как на источник опасности (лев, медведь и т.п.). На фоне такого отношения любовь к животным в то время была гораздо менее доступной добродетелью, чем является сейчас, когда животные (особенно домашние) воспринимаются иначе» (Хрибар, 2003).

Овцы особенно часто упоминаются в Евангелиях. Очевидно, эти домашние животные играли огромную роль в жизни иудейского крестьянина, ведь от благополучия домашнего стада напрямую зависело благосостояние семьи. Можно предположить, что некоторые поведенческие особенности овец сделали их символическим  персонажем Нового завета. «Овца, в глазах евреев, обладала как раз тем характером, которому они весьма симпатизировали и видели в нем идеал образцового поведения человека. Она была символом кротости, невинности, покорности, доброты, миролюбия. Таким пророк Исаия видит образ грядущего Христа: “...как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (Ис. 53:7). Когда Христос посылал учеников проповедовать, то предупредил их «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк. 10:3).

 Знание особенностей древнего скотоводства помогает лучше понять евангельские притчи. «Интересно, что в Израиле Библейская форма животноводства сохранилась до сего дня. Если вы хотите воочию увидеть, как древние евреи обращались с животными, понаблюдайте за бедуинами, которых можно встретить в Иудейской пустыне на каждом шагу. Своеобразно устроены некоторые загоны для овец и овчарни. Отсутствие дверей как таковых и относительно узкий проход во внутрь овчарни помогают нам лучше осознать некоторые аллегории проповедей Иисуса: “Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам” (Ин. 10:7). А что действительно являлось дверью в этих строениях без окон и дверей? После подсчета и ухода за овцами пастух ложился в дверном проходе, становясь сам собой как бы живой дверью, и всякий, кто бы ни хотел проникнуть в овчарню, мог пройти только через него. “Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их; и когда выведет своих овец, идет пред ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса” (Ин. 10:1-5). “Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их; а наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Яесмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня: как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь мою полагаю за овец. Есть у меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь” (Ин. 10:8-16) (С.Баландин).

 Христианство существует уже более двух тысяч лет, и все это время христиане используют различных животных для своих нужд. Этот факт никогда не вызывал протеста у священников и богословов, но, с недавних пор, стал возмущать защитников прав животных. Австралийский философ  П. Сингер заявил: «Я думаю, что основополагающее христианство является помехой для движения защитников прав животных». Радикально настроенные защитники животных утверждают, что Библию понимают слишком буквально и поэтому символизм этой книги необходимо пересмотреть. В свою очередь, заповедь «Не убий» они понимают буквально и считают, что лишить жизни животное – все равно, что лишить жизни человека. На одном из Интернет-сайтов, посвященном борьбе за права животных, есть такая фраза: «Убийство животных — всегда убийство, а это идет вразрез с Библией». Тут уместно вспомнить слова А. Боголюбского о том, что Библия – это не самоучитель, а внутрицерковная книга. «Вразрез с Библией» идет как раз неумелое толкование библейских текстов. «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:15-16). Православный священник О. Стеняев уточняет: «В самом деле, невежды и неутвержденные, те люди, которые вне Церкви, если они берут в руки Библию, они «превращают» ее к собственной своей погибели» (Кривельская,1999).

Ислам. Основным принципом ислама является строгий монотеизм. Главная священная книга мусульман – Коран, представляет собой записанные пророком Мухаммедом слова Аллаха. Авторитет Корана незыблем: пройдет много тысячелетий, но ни одно слово, ни одна буква в нем не будут изменены. Правоверному мусульманину нужно только старательно выполнять все, что в нем написано. Главная священная формула, произносимая мусульманами: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Аллаха» в полной мере свидетельствует об абсолютном уважении к своей религии и полной подчиненности. Всемогущий Аллах сотворил землю и все сущее, после этого решил установить наместника – человека, наделив его властью над миром. Животные упоминаются в Коране и хадисах (слова пророка Мухаммеда, записанные его приближенными) довольно часто. Некоторые суры (главы) названы именами животных: «Корова», «Пчелы», «Муравьи». Как и в Библии, в Коране человек поставлен ответственным наместником Бога на земле: «И вот, cкaзал Гocпoдь твой aнгeлaм: «Я ycтaнoвлю на зeмлe нaмecтникa» (Коран 1:28(30)). Человеку дано право использовать животный мир для своих целей: "О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах. Дoзвoлeнo вaм вcякoe живoтнoe из cкoтa, кpoмe тoгo, o чeм читaeтcя вaм, бeз дoзвoлeния для вac oxoты, кoгдa вы в xapaмe. Пoиcтинe, Aллax peшaeт тo, чтo зaxoчeт!» (Коран 5:1(1)); «И cкoт Oн coздaл; для вac внeм - coгpeвaниe и пoльзa, и oт ниx вы питaeтecь (Коран 16:5(5)).

Охота упоминается в Коране несколько раз как разрешенное и рекомендуемое занятие. «A кoгдa вы в состоянии дозволенности, то охотьтесь и пycть нe нaвлeкaeт нa вac гpexa нeнaвиcть к людям за то, что они отклонили вас от священной мечети, до того, что вы преступите. И помогайте одни другим в блaгoчecтии и бoгoбoязнeннocти, нo нeпoмoгaйтe в гpexe и вpaждe. И бойтесь Аллаха: поистине Аллах силен в наказании! (Коран (5:3)); "О вы, кто уверовали! Koнeчнo, Aллax бyдeт иcпытывaть вac дoбычeй, которую получат на охоте ваши руки и ваши копья, чтобы узнать Aллaxy, ктo бoитcя Eгo втaйнe.A ктo пpecтyпит пocлe этoгo, тoмy  – болезненное наказание (Коран 5:95(94)).

Охота с соколом

Фото с сайта www.novosti.ae

В запретное для мусульманина время (харам) охота запрещена, нарушитель запрета подлежит наказанию: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! He yбивaйтe дoбычи, кoгдa вы в хараме; а кто убьёт из вас умышленно, то воздаяние – скота столько же, сколько он  убил. Устанавливают это двoe cпpaвeдливыx из вac кaк жepтвy, нaпpaвляющyюcя в Kaбe, или искупление накормить бедняков,  или paвнoe этoмy –  постом, чтобы он вкусил вред своего дела. Пpocтит Aллax тo, чтo былo пpeждe; a ктo пoвтopит, тoмy oтмcтит Аллах: пoиcтинe, Aллax вeлик, oблaдaтeль мщeния!» (Коран 5:95(96)). В незапрещенное время охота разрешена для всех правоверных: «Дoзвoлeнa вaм oxoтa в море и питaниe eю впoльзoвaниe вaм и пyтникaм. Ho зaпpeщeнa вaм oxoтa нa cyшe, пoкa вы в xapaмe. Бoйтecь Aллaxa, к кoтopoмy вы бyдeтe coбpaны!» (Коран 5:97(96)).

На употребление в пищу мяса животных Кораном установлены некоторые ограничения: «Зaпpeщeнa вaм мepтвeчинa, и кровь, мясо свиньи, и тo, чтo зaкoлoтo c пpизывaниeм нe Aллaxa, и yдaвлeннaя, и yбитaя yдapoм, и yбитaя пpи пaдeнии, и зaбoдaннaя, и то, что ел дикий зверь,- кpoмe тoгo, чтo yбиты пo oбpядy, - и то, что заколото на жертвенниках и чтобы вы делали по стрелам. Этo - нeчecтиe. Ceгoдня oтчaялиcь тe, кoтopыe нe вepoвaли,в вашей религии; нe бoйтecь жe иx, a бoйтecь Meня» (Коран 5:4(3)).

Ограничения имеют две функции: а) противостояние язычеству, - неприятие идоложертвенной пищи; б) отказ от употребления в пищу мяса павших животных по санитарным соображениям. Строгий запрет на свинину в свое время избавил множество людей от заболевания трихинеллезом. Но если человека вынуждают обстоятельства, то нарушить запрет можно: «Oн вeдь зaпpeтил вaм тoлькo мepтвeчинy, и кpoвь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха. Kтo жe вынyждeн, нe бyдyчи нeчecтивцeм и пpecтyпникoм, - нет греха на том: вeдь Aллax пpoщaющ, милocepд!» (Коран 2:168(174)).

Об отношении Мухаммеда к животным рассказывают хадисы – сказания о деяниях  пророка, записанные его современниками. Животные сотворены Аллахом для определенных целей, их необходимо уважать, не допускать жестокого обращения с ними. Пророк Мухаммед вытер пот на лошади полой своего халата, жестко осудил людей, стреляющих для развлечения по домашнему скоту из лука и т.д. Ибн Хатир: «Однажды Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и увидел там верблюда, который подошел к нему. Слезы текли из глаз животного. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) погладил его по голове, верблюд успокоился. Затем Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: "Кто владелец верблюда?" Молодой человек из ансаров ответил: "Он принадлежит мне, о Посланник Аллаха!" И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул: "Разве ты не боишься Аллаха, который подчинил тебе это животное?! Твой верблюд жаловался мне, что ты не кормишь его и заставляешь слишком много работать". Сказав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) добавил: "Что ты собираешься с ним делать?" - "Мы хотим заколоть его на мясо", - ответил молодой человек. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не делай этого! Продай его мне". "Он твой, о Посланник Аллаха!" - ответил тот. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил животное пастись с другими верблюдами до тех пор, пока он не умрет своей смертью» (www.islamicity.com).

Мусульманский юрист Изз ад-Дин абд ас–Салам  сформулировал основные идеи отношения к животным: "Человек, владеющий скотом, должен предоставлять ему то пропитание, которое необходимо для него, имея в виду то количество пищи, которое характерно для данного вида. Даже если животное состарилось или болеет, не принося никакой пользы, он не должен нагружать их сверх того, что оно способно перенести. Владелец должен оберегать своего питомца от тех животных, которые могут принести ему вред, – как того же, так и других видов. Он не должен ранить их и ломать костей животных. Забивать скот хозяин имеет право, проявляя доброту и милосердие. После забоя он не должен сдирать с них шкуры и ломать их кости до тех пор, пока их тела не остыли, он не должен приносить в жертву детенышей на глазах у их родителей. Владелец обязан устраивать для животных безопасные места отдыха и водопоя, во время брачного периода он должен предоставлять возможность встречаться самцам и самкам. Человеку не следует выбрасывать тех животных, которых он берет ради забавы. Он не должен забивать животных таким способом, который делает их мясо непригодным для еды" (islamicity.com).

Мусульманские богословы подчеркивают, что Коран является Священным Писанием, а не научным пособием. Написанное в нем - это прямые указания Аллаха и долг правоверного мусульманина – исполнять их: «O вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Aллax, и нe пpecтyпaйтe. Пoиcтинe, Aллax нe любит пpecтyпaющиx!» (Коран 5:89(87)); «И питайтесь тем, чем наделял вас  Aллax, дoзвoлeнным, блaгим. И бойтесь Аллаха, в которого вы веруете!» (Коран 5:90(88)).

Буддизм. В отличие от ислама и христианства, буддизм не имеет таких четких письменных канонов, как Коран или Библия. Собрание священных текстов буддистов – Палийскийканон, написан через 200 лет (!) после смерти Будды. К тому времени буддизм уже сильно смешался с традиционной религией индийцев - индуизмом, а затем и совсем был им поглощен. В настоящее время наиболее известным является такое производное от буддизма, как тибетский ламаизм, который произошел от смешения первоначального буддизма с тибетскими языческими верованиями, и южноиндийский буддизм. В.Н. Топоров предполагает следующее: «Причина забвения многих принципов первоначального учения или даже их искажения кроется в особенностях этого учения. Строго говоря, оно не было ни религиозным, ни философским. Будду не интересовали метафизические спекуляции, он уклонялся от дискуссий на тему об абсолютном, о боге, о душе и не столько потому, что он считал эти темы недостойными или не знал, как на них ответить, сколько из-за того, что цель его учения была сугубо практическая – помочь избавиться от страдания… он слишком часто отвечал молчанием («сохранял благородное молчание» - В.Т.) на вопросы людей, которые считали его всезнающим или знающим-во-что-бы-то-ни-стало» (Топоров, 1960). Даже современные буддологи и буддисты часто не могут придти к согласию по многим положениям буддизма. «Различие между отдельными направлениями буддизма в их отношении к Будде так велико, что порой трудно поверить, что столь противоположные учения могли вести свое происхождение о одного и того же источника» (Лысенко, 1994). Это привело к тому, что определить достоверно отношение этой религии к чему-либо, в том числе и к животным, довольно затруднительно. Жители Тибета всегда были преимущественно скотоводами, а жители Южной Индии – земледельцами. Индуистское трепетное обожествление коровы распространено в Индии, но не в Тибете, где отношение к животным всегда было более утилитарно. 

Вторая проблема, с которой приходится столкнуться при изучении буддизма – поздние добавления в буддийские тексты. Если верить всему написанному в них, то получается, что Будда вступал в споры с философами, которые жили через сотни лет после его смерти. Отделить все добавления от первоначального учения в настоящее время уже не представляется возможным (Топоров, 1960). Но все же из всего многообразия буддизма можно выделить «ядро» учения.

Буддизм возник в южной Индии в VI веке до н. э. Основатель этой религии Сиддхартха (Гаутама) Шакьямуни после долгих лет духовных исканий, обрел «просветление» и получил прозвище «Будда» («просветленный» или «пробужденный»). Основу учения Будды составляют «четыре благородные истины": 1) жизнь есть страдание; 2) есть причина страдания; 3) страдания можно прекратить; 4) существует путь, ведущий к прекращению страданий. Страдание (дуккха) – это разочарование, болезни, горе, смерть, словом все, что вызывает у человека чувство неудовлетворенности. Чтобы избавиться от страданий, необходимо соблюдать моральные принципы и развивать свою психику, в том числе при помощи специальных психофизических упражнений - медитаций. В целом, учение Будды можно считать популяризированным вариантом древнейшей индийской религиозной философии йоги. Буддизм часто называют «нетеистической религией» или «религией без бога». Но в учении Будды присутствует вера в иррациональное вечное блаженство, окончательное «просветление», Абсолют - «Нирвану», поэтому его нельзя назвать «всего лишь» философским учением.

В возрасте двадцати девяти лет он покинул дворец и стал искать способ постижения истины. Сиддхартха вел до этого праздную жизнь молодого царевича, теперь он стал аскетом-отшельником и стал практиковать разные способы самоограничения, вплоть до умерщвления плоти. После долгих лет скитаний и мучительных духовных поисков Сиддхартха сел под деревом бодхи и решил не вставать до тех пор, пока не достигнет «просветления». Один из многочисленных богов индуистского пантеона превратился в огромную кобру и прикрыл его от непогоды раскрытым «капюшоном». Когда, наконец, Будда достиг «просветления», все птицы радостно запели, приветствуя нового учителя человечества. Сиддхартха понял, что нужно придерживаться «срединного пути», между крайним аскетизмом и праздной жизнью. Затем он стал путешествовать с проповедями своего учения по всей Индии. В легендах Будда разъезжает с тысячами сопровождающих его монахами на 500 (!) слонах. Вероятнее всего, такое явное преувеличение должно подтвердить особый, божественный статус Будды. Он вступает в споры с встреченными философами и аскетами, рассказывает поучительные истории крестьянам и, согласно многочисленным легендам, каждый раз одерживает блестящие победы в дискуссиях. Правда, как уже говорилось выше, Будде иногда приходилось сохранять «благородное молчание». Умер Будда в возрасте 80 лет («ушел в Нирвану»), съев кусок несвежего мяса.

Индуисты верят, что душа человека многократно перевоплощается в разных обликах (реинкарнация). Будда, как считают индийцы, много раз был на Земле в разных воплощениях. В джатаках (притчах о деяниях Будды, рассказанные от его имени) он предстает в образах остроумных и находчивых людей и животных. Вот краткое содержаниеджатаки «О доверии к пище». У одного крестьянина было стадо коров. Неподалеку от пастбища поселился тигр и стал раздражать стадо, коровы стали давать меньше молока. Проезжий торговец научил крестьянина, как избавиться от тигра. Для этого нужно поймать тигрицу, которую обожал тигр, и тщательно натереть ее шерсть ядом. Так крестьянин и сделал. Тигр стал облизывать тигрицу и отравился. Крестьянин снял шкуру с мертвого тигра, вырвал когти, набрал тигриного жира и пришел поблагодарить торговца. «Тем торговцем, - заканчивает свой рассказ Будда, – был я сам» (Будда: Истории о перерождениях, 1991).

Буддизм и кошки

Фото с сайта www.tunnel.ru

Современником Будды был основатель джайнизма Джина Махавира (Вардхамана). Джайны считают, что ахимса (непричинение вреда живым существам) – абсолютно необходимое условие для возрождения души в более удачном облике. Карма (закон возмездия за хорошие и плохие поступки), по мнению джайнов, – это тончайшая материя, к которой может прилипнуть «греховная грязь». Чтобы избежать греха, нужно стремиться сохранить жизнь даже мельчайшим насекомым и микроорганизмам. Джайнские аскеты-отшельники и в наше время носят на лице повязку, чтобы случайно не проглотить какое-нибудь мелкое насекомое, по этой же причине пьют только процеженную воду, а также придерживаются строгого вегетарианства. Высочайшей святостью считается уморить себя голодом, постепенно сокращая свой рацион до нуля. У джайнов идея строгого соблюдения ахимсы выше почитания богов, за что их часто сравнивают с материалистами. Ахимсу традиционно соблюдали аскеты всех индуистских верований, но только джайны довели ее до такой крайности.

Историческое нивелирование буддизма и джайнизма до обычного  индуизма привело к тому, что некоторые буддологи предполагали, что Джина и Будда – один и тот же человек (Лысенко, 1994). Известно, что Будда в начале своих духовных поисков практиковал непричинение вреда живым существам (Шохин, 1997). Монахи-буддисты также стали придерживаться вегетарианства. Необходимо отметить, что категорического запрета на пищу животного происхождения для буддистов не существует. Документ, регламентирующий образ жизни буддийских монахов, – «Виная-питака», запрещает употреблять в пищу мясо пяти видов животных: медведя, собаки, змеи, тигра и гиены (Буддизм, 1992). Вероятнее всего, монахи не ели мясо по причине своего крайнего аскетизма, символизирующего полное подчинение себя вере, вплоть до умерщвления плоти. Хорошо известно, что аскеты и других религий ведут себя так же: питаются скудной пищей, одеваются  в простую грубую одежду, соблюдают обет безбрачия и т. д. Крайней мерой такого аскетизма является самоистязание. Индуистские аскеты-отшельники истязают себя множеством способов, джайны иногда вырывают себе все волосы на голове. Японский учитель дзэн-буддизма Дайто в XIV веке наставлял монахов: «Пусть, однако, найдется хотя бы один человек, живущий в пустыне, в хижине из охапки соломы, питающийся корнями диких растений, сваренными в кастрюле с обломанными ручками, который вкладывает всю душу в изучение своей собственной (духовной) природы, он как раз тот, кто каждый день общается со мной и знает, как нужно ценить жизнь. Кто же может презирать такого человека? О, монахи, трудитесь усердно, трудитесь усердно!» (цит. по: Судзуки, 2000)

В древней Японии монаху, нарушившему негласный запрет на употребление животной пищи, могли презрительно сказать: «Намагусубодзу!» - «Эй, нечестивый монах, пропахший рыбой!» Впрочем, К. Эррикер сообщает об весьма оригинальном способе, который помогает регулярно обходить запрет на пищу животного происхождения. Монахи питаются только подаяниями мирян, но не должны отказываться от предложенного угощения. Миряне, желая как можно лучше угостить святых послушников, кладут в чашу для подаяний мясо. Монахам «ничего не остается», как принять запретную пищу (Эррикер, 1998). В целом, хорошее и разнообразное угощение монахами приветствуется, как уважение к религии и религиозной общине (Буддизм, 1992).

Будда указал путь к «просветлению» для всех «живых существ». Это вызывает восторг у современных «экотеологов», которые  всерьез считают Будду чуть ли не первым идеологом прав животных. Они предпочитают не замечать всех тысячелетних наслоений восточного мистицизма, которыми оброс буддизм. В его тибетском варианте термин «живые существа» обозначает не только людей и животных, но также и богов, полубогов, голодных духов и мучеников адов (Далай-лама, 2000). Неизвестно, нуждаются ли все эти «живые существа»  в просветлении, но хорошо известно, что Будда был человеком и проповедовал среди людей, а не среди животных или «голодных духов». Е.Лебедь отмечает: «…Главное почти в любой религии – тяжба с Богом и человеком все же за человека, а не за птиц, рыб или обезьян, как бы вам этого не хотелось. И в этом смысле любая религия, “антропоцентрична”, а декларируемый “экоцентризм” восточных религий, как было сказано, – упорная попытка выдать желаемое за действительное» (Лебедь, 1999).

В наше время тибетский буддизм известен на Западе благодаря активной общественной деятельности Далай-ламы XIV - духовного вождя тибетцев. Далай-лама охотно рассуждает об экологических проблемах современного мира: «Так же как мы должны культивировать ровные, мягкие и мирные отношения со своими человеческими сородичами, нам следует распространить этот подход и на наше отношение к окружающей среде. Рассматривая этот вопрос с точки зрения морали, мы должны проявлять заботу по отношению к окружающей среде в целом… Сейчас мы должны помочь людям осознать потребность в охране окружающей среды. Мы должны передать им знание о том, что сохранение окружающей среды непосредственно способствует нашему собственному выживанию» (Далай-лама, 1996). Слова из молитвы Далай-ламы вполне созвучны идеям защитников прав животных: «В давние дни жители страны Тибет / Затерявшейся среди гималайских вершин / Соблюдали запрет на охоту и рыболовство / Эти священные традиции / Позволяли защищать и заботиться / О жизни беспомощных, беззащитных созданий» (Далай-лама, 2003). Далай-лама сообщает не совсем точные сведения о «давних днях» своего народа. Пристрастие к буддизму не мешало скотоводам-горцам и равнинным земледельцам Тибета заниматься и охотой, и рыболовством (см., например, Сарат Чандра Дас,1903; Гуру, 1956). За каждый клочок земли, пригодной для земледелия, тибетцы вели непрерывные междоусобные войны, забыв об ахимсе. Хорошо известно, что в настоящее время Тибет добивается независимости от Китая. Вероятнее всего, подобными рассуждениями Далай-лама хочет создать на Западе благоприятный имидж своему народу, который сейчас вынужден воевать, а в добрые старые времена был такой кроткий, что «и мухи не обидит».

А. Кураев пишет о типичных заблуждениях западного обывателя:   «Преклонение перед Тибетом проникло даже в фантастическую литературу. Эта не слишком научная фантастика обещает рай на земле, если буддизм "планетарно" восторжествует над Евангелием. У американского писателя Артура Кларка есть роман "Большая глубина". По сюжету персонаж, борющийся за права животных, решает встретиться с далай-ламой и заручиться его поддержкой. Далее следует религиоведческий прогноз Кларка: "Глупо недооценивать могущество религии, даже такой миролюбивой и терпимой как буддизм. Всего сто лет назад это было бы немыслимо. Но коренные политические и социальные перемены последних десятилетий подготовили почву. Три главных конкурента буддизма потерпели крах, и среди всех религий он один еще сохранял заметную власть над умами. Христианство, не успев оправиться от ударов, нанесенных ему Дарвином и Фрейдом, было окончательно добито археологическими открытиями конца ХХ столетия. Индуизм с его изумительным пантеоном богов и богинь был обречен на гибель в век научного рационализма. И, наконец, мусульманство, подорванное теми же факторами, совершенно утратило престиж, когда восходящая звезда Давида затмила тусклый полумесяц Пророка. Эти три веры не исчезли окончательно, однако их былой власти пришел конец. Только учение Будды, заполнив вакуум после других верований, ухитрилось не только сохранить, но и укрепить свое влияние. Буддизм — не религия, а философия, он не основан на откровениях, поэтому удары, сокрушившие прочих великанов, не причинили ему ущерба. Франклин отлично знал, что одно из основных правил буддизма — уважение ко всему сущему".

Единственное, чего, похоже, не знал Франклин, так это то, что далай-лама глава не философского кружка, а ламаистского культа, в котором есть и откровения, и видения, и пророчества, и магическое оружие, и даже "божественные палачи-шимнусы". Но Франклину простительно этого не знать — ведь по профессии он космонавт и мало разбирается в тех космологиях, с помощью которых не долетишь до "песков Марса"» (А. Кураев).

Популяризаторы тибетского буддизма не спешат сообщить подробности своих шаманских священнодействий, которые могут шокировать западного обывателя. Е.Лебедь: «А вот тибетские буддисты занимаются весьма богоугодным делом – ритуально поедают человеческие сердца, а из человеческих же черепов складывают пирамиды. В этой же разновидности буддизма, родившейся из причудливой смеси тибетского шаманизма и философии махаяны, еще недавно были в ходу и такие весьма “экологичные” ритуальные предметы, как тулум – молитвенный атрибут, представляющий собой искусно обработанную кожу, содранную с плененного врага веры и буддийской святости; габала – чаша из оправленной в серебро черепной коробки человека; дамар – музыкальный инструмент (какая высокая эстетика!) из обтянутой человеческой кожей полой человеческой кости. “Ахимса!” – кричим мы, пытаясь заклясть дьявольское наваждение последним аргументом… “Ахимса, – невозмутимо поучает лама, облизывая кровь с лоснящихся губ, – для стремящихся к совершенству, но не для нас, уже достигших его» (Лебедь, 1999). Западному обывателю старательно внушают, что тибетский буддизм – вовсе не языческая религия с элементами учения Будды, а всего лишь «философия доброты».  

Выводы.

1. Монотеистические религии – христианство и ислам, направлены на спасение человека, имеют четкий письменный канон-первоисточник и не могут быть предметом спекуляций. Любые претенциозные попытки пересмотреть и переосмыслить Библию и Коран с целью найти там подтверждение идее «равенства всех живых существ» с точки зрения исламского и христианского богословия не только неверны, но и греховны. Ислам устойчивее, чем христианство, к претензиям новоявленных «экотеологов», так как письменный канон мусульман в более категоричной форме, чем Библия, требует от верующих безоговорочного соблюдения всех указаний Бога. Христиане и мусульмане должны с почтительным уважением относиться к природе, как к божьему творению, осуждать садизм в отношении животных.   

2. Буддизм остается наиболее притягательным для «экотеологических» философских спекуляций из-за отсутствия достоверного письменного первоисточника и недостатка объективной информации о повседневных реалиях жизни буддистов. Идея о «равенстве всех живых существ», вырванная западными «экотеологами» из контекста восточного религиозного наследия, однобока и ни в коей мере не отражает смысла учения Будды. Заблуждения характерны и для Востока - религиозный индийский реформатор XIX века Мазумздар утверждал, что европейцы поклоняются богине по имени «энергия» (Пименов,1998). Подобные идеи весьма оригинальны, но, по сути своей, демагогичны и не могут быть приняты с точки зрения элементарного здравого смысла.

Список литературы

1. Далай-лама. Политика доброты. Сборник. – М.: «Путь к себе», 1996. – 128 с.

2. Пименов А.В. Возвращение к дхарме. – М.: Наталис, 1998. – 415 с.

3. Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Буддизм. Четыре благородные истины. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2000. – 992 с.

4. Эррикер К. Буддизм. – М.: Фаир-Пресс, 1998. – 304 с.

5. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994.

6. Павлова Т.Н. Вегетарианство и этика // Все о вегетарианстве. Сб. – М.: Экономика, 1992. – 287

7. Гуру П. Азия. – М.: Издательство иностранной литературы, 1956. – 466 с.

8. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. – М.: Фонд «Благовест», 1999. – 267 с.

9. Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие. – М.: Ладомир, 1997. – 302 с.

10. Библия. – М.: Российское библейское общество, 2003. – 1360 с.

11. Буддизм: Словарь / Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др.; Под общей ред. Жуковской Н.Л. и др. – М.: «Республика», 1992. – 287 с.

12. Коран. Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. – М.: Издательско-полиграфическая фирма «АНС-Принт» Ассоциации «Новый стиль»,1990. – 512 с.

13. Лебедь С.Ф. Выбор веры и охрана природы // Беркут- Т. 8. Вып. 2. - 1999. С. 217-219.

14. Хрибар С.Ф. Экологическое в Библии. Формы религиозно-экологического мировоззрения. – Киевский эколого-культурный центр, 2003. – 96 с.                                                  

15. Баландин С. Пятое Евангелие [Электронный ресурс / http:// balandin.by.ru].

16. Далай-лама. Молитва о природе // Гуманитарно-экологический журнал. – Т. 5. Спецвыпуск. – 2003.

17. О правах животных в Исламе [Электронный ресурс / www.islamicity.com]

18. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции [Электронный ресурс / http://www.kuraev.ru/h1021.html]

19. Будда: Истории о перерождениях. – М.,1991. – 80 с.

Комментариев нет.

Только зарегистрированные пользователи, с уровнем - Специалист, могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Загрузка