РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ СЛАБОСТИ ОХОТНИЧЬЕГО СООБЩЕСТВА

Данная публикация затеяна как попытка обратить внимание на некоторые из тех явлений, которые в той или иной мере определяют нынешнее положение дел в охоте на территории Российской Федерации, но в то же время для «широкой общественности» находятся, по большей части, «в зоне слепого пятна». Чтобы их заметить необходимо заняться тем, что порой называют «распаковкой контекста».

Девушка охотник

Фото Н.Лопана

В этой публикации мы очень широкими («пунктирными») мазками попробуем лишь обозначить нечто из того, что представляется весьма значимым, но выпадающим из сферы общественной дискуссии, находящимся чуть ли не в табуированном состоянии. Данную публикацию нельзя рассматривать как научную работу, что делается сознательно, так как, с одной стороны, в ней мы уходим в сферу политической философии, и, с другой стороны, по причине понимания того, что наука – это лишь один из способов познания, но при этом весьма ограниченный собственными критериями научности. Не хочется и перегружать публикацию множеством ссылок, но для тех, кто по тем или иным причинам мало знаком с употребляемыми в статье терминами и категориями можно, к примеру, порекомендовать ознакомление с известной работой Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества» (1983), а также самостоятельную рефлексию над тем, что именуется дилеммой Агамбена.

Итак, именно в силу указанного выше, в заголовке публикации применено слово «размышление». Эта публикация – приглашение к мыслительному процессу о том, чего касается данная публикация.

Охотничье сообщество представляет собой отдельную социальную группу [1].

При этом внутри себя это сообщество крайне неоднородно.

В зависимости от степени влияния на жизнь общества, на формирование политики государства, правовой материи и так далее, социальные группы можно разделить на сильные и слабые.

Несмотря на отсутствие в России качественных современных охотсоциологических исследований, считаем, что в настоящее время российское охотничье сообщество следует характеризовать как слабое.

За последние 20 лет (и тем более в последние годы) количество изменений охотничьего и оружейного законодательства, которыми недовольны охотники, оказалось велико настолько, что их детальное перечисление заняло бы ни одну страницу.

В качестве примера можно отметить, что проведённые нами (в стиле глубинного интервью) опросы нескольких десятков охотников, а также граждан, отказавшихся от охоты, показало, что с недавних пор действующий законодательно установленный механизм получения лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия нередко оценивается и воспринимается соискателями этого права именно как унизительный. То есть, сама процедура, при которой человек должен (причём за свои собственные и немалые деньги) публично доказывать то, что он не является наркоманом, токсикоманом и хроническим алкоголиком, воспринимается не иначе как унижение. А процедура, воспринимаемая как унижение, приводит к отказу от прохождения процедуры, к её избеганию. В итоге молодые люди отказываются от мечты стать охотником, а пожилые уходят из охоты (сдав оружие или заявив, что «случайно утопил»).

На момент написания статьи в опросе удалось задействовать 27 человек разного пола, возраста, места жительства, финансового достатка, состава семьи, вероисповедания и других показателей. Это может показаться очень малым количеством (тем не менее это около 42 часов аудиозаписей). Однако более 40% опрошенных (12 человек) на вопрос о том, какие именно чувства (ощущения, эмоции) возникают у них при ознакомлении с процедурой получения права на приобретение оружия употребили при ответе слово «унижение».

Конечно, на наш взгляд, восприятие того или иного явления как унижение или не восприятие его таковым, зависит от субъективного качества, от чувства собственного достоинства. У людей это чувство безусловно разное. Но сам факт того, что пусть даже в небольшом по количеству участников опросе значительное количество людей дало именно такую оценку, свидетельствует в пользу того, что нет оснований игнорировать это и, тем более, заявлять, что процедура получения права на приобретение охотничьего оружия не является для людей унизительной.

Это лишь один из примеров. Его стоило привести для того, чтобы внимательный читатель имел возможность задаться вопросом – «а случайность ли это?».

В целом, высказывания недовольства государственной политикой в сфере охоты и охотничьего хозяйства можно услышать чуть ли не от каждого охотника, сколь-либо размышлявшего на эту тему.

Параллельно с этим мы видим, что на стадиях подготовки и обсуждения предложений по изменению законодательства, при размещении проектов правовых актов для публичного обсуждения, охотничье сообщество проявляет крайне низкую социальную активность – значительный арсенал предусмотренных законодательством способов влияния на принимаемые решения практически не используется охотниками.

Российское охотничье сообщество разрознено, атомизировано, насыщено внутренними противоречиями, многие пребывают в состоянии выученной беспомощности и в иллюзиях о том, что кто-то за них всё сделает или «всё как-то само по себе обустроится». По сути, в настоящее время данное сообщество политически несубъектно.

Каковы же причины этой слабости?

Для поиска ответа на этот вопрос мы предлагаем обратить взор на те аспекты, которые для многих не только не являются самоочевидными, но и, как было написано выше – находятся «в зоне слепого пятна».

Хотя этих причин можно выделить больше, но ниже мы обозначим две из них, полагая их ключевыми.

Это:

  1. отсутствие сакрально-символической точки сборки;
  2. отсутствие контрэлиты.

 

ОТСУТСТВИЕ САКРАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ТОЧКИ СБОРКИ

 

Для понимания первой причины – а именно, отсутствия сакрально-символической точки сборки – необходимо заглянуть в сферу социальной психологии и политической философии.

Охотничий костёр

Фото Н.Лопана

Любое устойчивое сообщество людей, по сути, является чудом. Причина в том, что все мы очень разные (пол, возраст, вероисповедание, понятия о смыслах, политические предпочтения и многое другое). Центробежные силы больше центростремительных.

Для объединения людей в устойчивое сообщество необходима внешняя точка сборки – то есть то внешнее, что не является каждым из нас, но за счёт одинаковой (или очень схожей) интерпретации каждым из нас нашей связи с этим внешним и возникает состояние ощущения принадлежности к коллективному «Мы» (именно в этой ситуации группа людей способна воспринимать себя как «Мы»).

Для любого устойчивого сообщества людей можно обнаружить такую внешнюю точку сборки. На уровне семьи ей будет являться понятие о роде, на уровне племени этой точкой сборки может являться тотем. С более крупными современными сообществами несколько сложнее, но принцип тот же.

Крайне важно, что эта «схема» работает на уровне символического восприятия мира. И несмотря на то, что в эпоху модерна была заявлена идея о том, что реально лишь то, что измеримо и исчислимо, символическое мышление никуда не делось. На самом деле человек всегда ориентируется на символы (его психика просто не работает по-другому).

Для тех, кто мало знаком с темой символического мышления, приведём простой пример. Что такое символическое мышление? Это способность поверить (и исходя из этого действовать), что кусок материи, на которую нанесена краска, есть нечто большее, чем кусок окрашенной материи (речь о боевом знамени).

Итак, любое устойчивое сообщество людей является чудом. Для объединения нужна внешняя точка сборки. Длительная устойчивость сообщества обеспечивается сложной работой властных, идеологических, социальных и прочих механизмов. При этом, в силу массы внутренних различий и противоречий крупные человеческие сообщества в каждый момент времени находятся на гране того, что греки называли Stasis (в отличие от Polemos).

Что же может выступать такой сакрально-символической точкой сборки для большого охотничьего сообщества? Не останавливаясь на перечислении вариантов (это отдельная тема), посмотрим на то, что вполне можно рассматривать как пример недавней утраты такой точки сборки российскими охотниками. Той, которая действительно была. И через этот пример возможно приблизиться к пониманию того, как можно исправить ситуацию.

В 2006 году на XII Съезде Росохотрыболовсоюза Президентом ассоциации стал Э.В. Бендерский. В 2011 году, на XIII Съезде Росохотрыболовсоюза, он был избран на второй срок, а в мае 2013 года досрочно сложил с себя полномочия «в связи с необходимостью сосредоточиться на работе в холдинге «Вымпел-А».

Когда Э.В. Бендерский стал Президентом Росохотрыболовсоюза действовал Устав, принятый 28 июля 1991 года на IX Всероссийском съезде Союза Обществ охотников и рыболовов, их союзов, предприятий и организаций (с изменениями и дополнениями, внесёнными 27 ноября 1996 года X Всероссийским съездом и 29 ноября 2001 года ХI Всероссийским съездом). Среди целей, обозначенных в Уставе 1991 года значилось: «содействие созданию условий для свободного и гармоничного развития человека и общества на базе достижения в России гражданского согласия, становления демократического правового государства, реализации конституционных принципов федерализма и местного самоуправления» (пункт 2.1 Устава), а членами Ассоциации могли быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет, и общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке (пункт 4 Устава).

При Э.В. Бендерском, а именно в 2011 году, был принят новый Устав Росохотрыболовсоюза. Положения о становлении демократического правового государства и о принципах федерализма из него исчезли, а членами ассоциации с этих пор могут быть только юридические лица, являющиеся общественными объединениями (пункт 4.1 Устава).

Таким образом, социальный статус Росохотрыболовсоюза кардинально изменился, он утратил объединяющую охотников функцию (через непосредственное членство).   

Примерно в это же время (2011 год) единственным документом, позволяющим законно реализовать право на охоту, стал охотничий билет единого федерального образца.

И здесь мы выдвигаем гипотезу о том, что до этих событий именно членский охотничий билет Росохотрыболорвсоюза выполнял (в той или иной мере) функцию сакрально-символической точки сборки российского охотничьего сообщества.

Сам билет был символом. Символом того, что все мы являемся одной большой организацией, все мы, одинаковым образом получаем этот билет и всем нам он открывает путь в охоту. Наше отношение к этому символу каждым из нас интерпретировалось схожим образом. Этот символ обеспечивал связь поколений. Представьте себе (или вспомните) возглас молодого охотника, сдавшего экзамен по охотминимуму и получившему этот билет: «У меня теперь такой же билет как у отца!».

Сам билет – безусловно лишь символ. Но за ним нечто большее. И всё это являлось точкой сборки, позволявшей каждому члену большого охотничьего сообщества ощущать себя частью коллективного «Мы».

Сейчас такой точки сборки нет!

Первая проблема обозначена!

 

ОТСУТВТИЕ КОНТРЭЛИТЫ

Второй важной причиной слабости российского охотничьего сообщества мы считаем отсутствие внутри него сформированной контрэлиты, как, собственно, и процессов её формирования.

То, что сама по себе социальная группа большая (возьмём приблизительную цифру в 3 млн. граждан) ещё не придаёт ей силу. Как говорится «история делается малыми группами, действующими от имени больших».

Как известно, с давних времён охота является занятием статусным. Приверженность охоте лиц, находящихся на высших «этажах» государственной иерархии, представителей бизнес-, медиа- и политической элиты, является средством поддержания, укрепления и демонстрации своего социального статуса. И прежде всего демонстрации его «друг для друга».

Можно сказать, что среди властной элиты всегда образуются группы лиц, как правило из особо увлечённых охотой, желающих формировать государственную политику в сфере охоты и обладающих большим административным ресурсом для реализации этого желания. Формировать – прежде всего для и под себя. Таково реальное положение вещей, де-факто, а порой и де-юре, существующее.

В итоге, «формулу противоречия» можно изобразить следующим образом: для 3 млн. охотников правила игры определяют 2-3 десятка наделённых большой властью и увлечённых охотой людей». Важно, что эта формула действует абсолютно вне зависимости от компетенции в сфере охоты и охотничьего хозяйства этих 2-3 десятков человек. Она просто действует.

Здесь важно отметить, что выше слово «элита» применяется нами довольно условно, так как под истиной элитой, на наш взгляд, следует понимать только тех, кто обладает большим горизонтом планирования. То есть мыслит хотя бы в масштабе десятилетий.  Забегая вперёд, обозначим – охотничьему сообществу надо производить внутри себя истинную элиту.

В настоящее время сложилась ситуация, когда основным (обладающим при этом профессиональными компетенциями) сообществом, оказывающим в той или иной мере воздействие на «элитарную властную группировку», формирующую государственную охотхозяйственную политику, является сообщество государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов федерации, уполномоченных в сфере охоты (в основном руководители и их заместители). Конечно не только они. Но по нашим оценкам сейчас именно их роль наиболее значима.

В то же время, это явно «перевёрнутая конструкция». Охотхозяйственная политика государства должна формироваться за счёт охотничьего сообщества, а сотрудники государственных органов должны лишь обеспечивать её реализацию (а не формирование). Иными словами – формировать государственную охотничью политику должны охотники, а дело «охотуправленцев» обеспечивать её выполнение. Но это невозможно в ситуации, когда в стране нет сильного охотничьего сообщества, члены которого обладают достаточной компетентностью, и, кроме того, в этом охотничьем сообществе не существуют (и «постоянно не выращиваются») особо компетентные группы.

Важно понимать, что если охотничье сообщество страны в массе своей некомпетентно, идейно, интеллектуально и политически слабо, то вероятность того, что «откуда ни возьмись» в стране появится «элитарная властная группа», состоящая из компетентных в сфере охоты и охотничьего хозяйства людей, радеющих за охотников страны – стремится к нулю. Группа такая обязательно будет (в силу указанных ранее причин), но её компетентность и стремление действовать во благо всех охотников, также будут на минимуме (если вообще будут) – в приоритете окажутся частно-групповые интересы.

Сильное (во всех смыслах) охотничье сообщество – это, во-первых, залог того, что реально определяющая отраслевую политику «элитарная властная группа» будет формироваться из людей, обладающих необходимыми знаниями, компетенциями, с «моральным компасом», указывающим верное направление, видящих смысл собственных действий в заботе обо всех охотниках, а не о себе лично. При сильном охотничьем сообществе просто не могут формироваться устойчивые слабые «элитарные властные группы» - они не будут выдерживать конкуренции с представителями охотничьего сообщества, а всегда существующая внутриэлитная борьба будет их сметать. Во-вторых, при наличии сильного охотничьего сообщества «элитарные властные группы» как раз и формируются из представителей этого сообщества (а не по иным схемам на подобии кумовства и пр.). В-третьих, в такой ситуации «элитарные властные группы» в значительной мере формируются и с одобрения охотничьего сообщества, по согласованию с ним (иначе с сильным охотничьим сообществом просто «не прокатит») и они не могут не прислушиваться к мнению охотников.

Итак, наличие «элитарных властных групп», желающих управлять в стране охотой – элемент окружающей действительности. Его нельзя отменить. Но при слабом охотничьем сообществе эти «элитарные властные группы» формируются из людей, которые не обладают необходимыми знаниями и не имеют стремления действовать во благо всех охотников. Соответственно – они продуцируют государственную охотхозяйственную политику, которая не может удовлетворить охотничье сообщество страны, а зачастую полностью противоречит его интересам, чаяниям, стремлениям и ожиданиям.

В ситуации, когда действия элиты не отвечают запросам общества, а то и вовсе им противоречат, у общества есть только один выход – создавать свою элиту (то есть контрэлиту). В настоящее время эта контрэлита внутри сообщества российских охотников отсутствует. Кроме того, нет даже признаков её формирования. Формирование – процесс не быстрый, но тот, который должен происходить постоянно.

Для появления в российском охотничьем сообществе контрэлиты для начала необходима серия маленьких шагов.

Но это уже тема отдельной статьи.

 

------------------------------------------------------------------

1 - Пушкин А.В. Охотники – социальная группа / А. В. Пушкин, В. В. Грецков // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. 2017. –

3(6). - С. 165-176

 

Николай Лопан Николай Лопан

15 апреля 2023 года

Сообщений: 145
Хороший пример с изменением устава Росохотрыболовсоюза. Охотники, как малая часть социума подчиняется тенденциям в динамике общества. В советские времена Росохотрыболовсоюз точно копировал партийно-номенклатурную систему советского общества и прекрасно был интегрирован в матрицу той эпохи. Слом советской системы естественно разрушил принцип демократического централизма и в уставе 1991 -1996 года появились цели и задачи в духе того времени. Последующая трансформация вновь отразила текущие тенденции в обществе. В настоящее время установки направленные на «создание условий для свободного и гармоничного развития человека и общества, становления демократического правового государства, реализации конституционных принципов федерализма и местного самоуправления» исчезли не только в медийном пространстве. Это ярко выраженный цикл очередной деградации всех систем управления, но в силу цикличности естественно будет новый этап. Что может стать очередной точкой сборки в скором времени уже сейчас полезно обсуждать. Предполагаю, что как и прежде возможен запрос на своеобразный стиль жизни охотника и рыболова – человека нуждающегося в активной деятельности в дикой природе. При благоприятных условиях вновь возникнет мотивированный запрос который сформирует спрос на сферу соответствующих услуг.
Николай Лопан Николай Лопан

15 апреля 2023 года

Сообщений: 145
«В настоящее время сложилась ситуация, когда основным (обладающим при этом профессиональными компетенциями) сообществом, оказывающим в той или иной мере воздействие на «элитарную властную группировку», формирующую государственную охотхозяйственную политику, является сообщество государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов федерации, уполномоченных в сфере охоты (в основном руководители и их заместители). Конечно не только они. Но по нашим оценкам сейчас именно их роль наиболее значима». По-моему, это заблуждение. Дело даже не в среднем по больнице уровне компетенции. В существующей вертикали власти и губернаторы и руководители региональных структур только исполнители, Они не формируют государственную политику власти. На этом уровне и речи не может быть о долгосрочном стратегическом планировании, тем более в текущих экономических условиях.
Пушкин Александр Викторович Пушкин Александр Викторович

15 апреля 2023 года

Сообщений: 40
Николай Александрович, спасибо за комментарии! Отвечаю. Пример с изменением устава Росохотрыболовсоюза – это демонстрация лишь краешка положения вещей. На мой взгляд, тут всё существенно глубже. Необходимо гораздо более широко разворачивать эту тему и, возможно, когда-нибудь я это сделаю, но не сейчас. Причём «разворачивание» это надо начинать с, если возможно так выразиться, освобождения от иллюзий. Например, многие (а, вероятно, и подавляющее большинство) полагают, что охотничья деятельность в России находиться в состоянии полного хаоса, процессы и события носят случайный и мало согласованный характер, всякие «лебеди, раки и щуки» тянут этот воз в разные стороны и какое-либо единое управление отсутствует (и в самом деле – не считать же управлением отраслью ту деятельность, которую осуществляет профильный департамент Минприроды России!?). Тем не менее, я недаром привёл ссылку на свою работу под названием «Охотники – социальная группа». И, что важно, то, что это именно социальная группа – не только мы знаем. Если посмотреть внимательно, то ряд базовых (имманентных) свойств охотничьего сообщества определяет то, что оно просто не может не попадать в поле зрения власти (достаточно двух показателей – численность и вооружённость - для того, чтобы понимать, что в вопросах обеспечения устойчивости власти и политического режима, власть не может «закрывать глаза» на наличие этого сообщества, причём до такой степени, что возникает необходимость управления процессами, а какой именно вариант управления применяется – тут уже могут быть варианты). Не премину отметить, что одним из великих учебников (если так можно выразиться) по политической философии является Священное Писание (собрание священных книг в авраамических религиях: иудаизме, христианстве, исламе). Символизм лука, мишени и стрелы хорошо прослеживается в Православии (например, грех – как «промах мимо цели»). Но в нашем случае я говорю о том, что мы можем видеть стрелу (пусть даже как бы «кувыркающуюся в полёте»), но не задаёмся мыслью о лучнике. Поэтому демонстрация примера с изменением устава Росохотрыболовсоюза – это лишь «тонкий намёк на толстые обстоятельства», но я осознано не ухожу в детали, предоставляя пытливому уму читателей возможность самостоятельно пораспутывать этот клубок. Что же касается Вашего комментария относительно сообщества, оказывающего в той или иной мере, но значительное воздействие на «элитарную властную группировку», - «…По-моему, это заблуждение. Дело даже не в среднем по больнице уровне компетенции. В существующей вертикали власти и губернаторы и руководители региональных структур только исполнители. Они не формируют государственную политику власти. На этом уровне и речи не может быть о долгосрочном стратегическом планировании, тем более в текущих экономических условиях» - то тут следует уточнить то, что я всё же имел ввиду. Изначально я написал, что (тут я попробую сократить текстовку) дефолтным состоянием я считаю то, что всегда будет образовываться некая «элитарная властная группа», стремящаяся управлять охотхозяйственной политикой страны (далее – ЭВГ). Всегда. И «свято место пусто не бывает». Но качества этой ЭВГ напрямую зависят от наличия или отсутствия в стране сильного охотничьего сообщества. Только наличие сильного охотничьего сообщества может в значительной мере гарантировать качественность ЭВГ. Для возникновения сильного охотничьего сообщества, помимо прочего, необходимо формирование контрэлиты (возможно, что в том числе посредством образования концептуальных центров, работающих по сетевому принципу). Далее я написал, что «В настоящее время сложилась ситуация, когда основным (обладающим при этом профессиональными компетенциями) сообществом, оказывающим в той или иной мере воздействие на «элитарную властную группировку», формирующую государственную охотхозяйственную политику, является сообщество государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов федерации, уполномоченных в сфере охоты (в основном руководители и их заместители). Конечно не только они. Но по нашим оценкам сейчас именно их роль наиболее значима». Поясню, что имеется здесь ввиду. В настоящее время сложилась такая ситуация (и в некотором смысле это везение), когда государственную охотхозяйственную политику в значительной мере направляет (и даже формирует) Межфракционная рабочая группа ГД РФ, возглавляемая депутатом В.М. Резником (далее – МРГ). И она работает весьма качественно (если исходить из того, что довольно долго ничего подобного просто не было). Имеется экспертный совет и хорошее взаимодействие членов МРГ с членами этого совета. Можно отметить, что такое функционирование МРГ в той или иной мере позволяет корректировать в том числе и проистекающие их недр профильного департамента Минприроды инициативы или даже снимать их с рассмотрения (мягко говоря, недоброкачественные инициативы из Минприроды вылазят, я бы сказал, что нередко). Тем не менее, и здесь не следует впадать в иллюзии: то, что работа МРГ представляется весьма конструктивной – это, на мой взгляд, лишь некоторое «счастливое стечение обстоятельств». И такое положение дел крайне неустойчиво. При этом, экспертные заключения, позиции и мнения по тем или иным вопросам поступают в МРГ во многом именно от представителей «охотуправлений» субъектов федерации (не только от них, но от них – в значительной мере) или формируются при их участии. Кроме того, не является секретом то, что благодаря освоению интернет-технологий, общение между руководящими лицами субъектовых «охотуправлений» уж несколько лет как вполне уверенно осуществляется посредством интернет-чатов, что позволяет коллективно обсуждать те или иные проекты правовых актов, совместно анализировать их содержание и вырабатывать в той или иной мере консолидированные позиции/решения/предложения, а потом направлять их в МРГ. Я, естественно, не буду расписывать в деталях всю эту работу, но внимательно наблюдая за ней практически со времени начала деятельности МРГ, вполне ощущаю, что именно позиции, формулируемые представителями госорганов («охотуправлений»), сейчас оказывают значимое воздействие на работу МРГ, а следовательно, и на формирование государственной охотхозяйственной политики. Но дело тут вовсе не в том, как это оценивать – хорошо это, или плохо. Дело в том, что «на уровне дизайна» это, на мой взгляд, «вывернутая наизнанку конструкция». Дело государственных служащих - реализация государственной политики, а не её формирование. Несмотря на то, что в текущих реалиях то, что сейчас в такой форме работает может представляться весьма хорошей конструкцией (и тут молодцы все – и те госслужащие, которые принимают участие в этой деятельности, и сами члены МРГ, организовавшие свою работу с опорой на мнения специалистов государственных уполномоченных органов, с внимательным отношением к их мнению) – но здесь мы имеем дело с дефектом, заложенным в само основание этой схемы. И в любом случае, эта схема предельно неустойчива. Она представляется не более чем результатом довольно стихийно сложившихся «в условиях постоянной турбулентности» факторов. Но если мы говорим об отраслевом управлении, о государственной политике (а серьёзно об этом можно говорить лишь в рамках долгосрочных перспектив, определяемых мышлением в формате десятилетий) – то опять приходим к тому, что всегда будут возникать ЭВГ, но их деятельность, и их качество (в широком смысле) напрямую зависят от наличия или отсутствия в стране сильного охотничьего сообщества. Только наличие сильного охотничьего сообщества может в значительной мере гарантировать появление качественных ЭВГ.
Владимир Горлевский Владимир Горлевский

16 апреля 2023 года

Сообщений: 7
"... ряд базовых (имманентных) свойств охотничьего сообщества определяет то, что оно просто не может не попадать в поле зрения власти (достаточно двух показателей – численность и вооружённость - для того, чтобы понимать, что в вопросах обеспечения устойчивости власти и политического режима, власть не может «закрывать глаза» на наличие этого сообщества..." Именно поэтому дни "массовости" охотничьего сообщества сочтены. Со стороны властных структур курс на сокращение "численности и вооружённости " различными способами и путями неотвратим и успешно осуществляется. И Ваш пример с ЛРО тому доказательство.
Пушкин Александр Викторович Пушкин Александр Викторович

17 апреля 2023 года

Сообщений: 40
Сегодня (17.04.2023) я разместил в группе "ОХОТОВЕДЕНИЕ/ОХОТФАК-КИРОВ" (во "Вконтакте") заметку по поводу размещённой здесь - на сайте "Ассоциация профессиональных охотников" - статьи «РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ СЛАБОСТИ ОХОТНИЧЬЕГО СООБЩЕСТВА». Для удобства читателей размещаю полностью текст этой заметки здесь. Вот он: «РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ СЛАБОСТИ ОХОТНИЧЬЕГО СООБЩЕСТВА» Под таким названием на сайте «Ассоциация профессиональных охотников» размещена моя небольшая статья - http://ihunter.pro/na-dosuge/632 (сохранённая копия здесь - https://archive.vn/bOgg1). Её целью является лишь немножко показать часть размышлений о некоторых глубинных проблемах охотничьего хозяйства страны [тех, которые на мой взгляд объективно существуют и могут рассматриваться в качестве ключевых] – это проблемы, которым практически не уделяется внимание, но которые можно достаточно непротиворечиво помыслить (то, что можно непротиворечиво помыслить, нельзя игнорировать). Возможно, у кого-то по прочтении может возникнуть ощущение, что перспективы российского охотничьего сообщества предельно безрадужны. Но, полагаю, что это всё же не так (особенно, если подходить с позиций нелинейного прогнозирования). О том, что нужно для возникновения в России сильного охотничьего сообщества, я не пишу намеренно (хотя имею некоторые соображения на этот счёт) и скорее всего не буду обсуждать это в комментариях здесь. Тем не менее, в статье я отмечаю, что для возникновения сильного охотничьего сообщества «для начала необходима серия маленьких шагов». И, возможно, свои мысли об этих шагах, в последствие опубликую отдельно. Есть конечно существенные концептуальные препятствия. Обтекаемо одно из них можно выразить примерно следующим образом – на сознательном или подсознательном уровне многие ощущают, что мы давно сидим в болоте, погружение в которое усиленно продолжается. Но сознание этому противится. Вылазить не хочется. Тут срабатывает так называемая философия анти-жизни (в стиле дугинских работ). Не возникает желание становиться лучше - ему мешает готовность становиться хуже, лишь бы ничего не менять и не трогать. ____________ В статье я употребляю термины "элита" и "котнрэлита". При этом не привожу их дефиниций. Но отмечаю, что под истинной элитой следует понимать тех, чей горизонт планирования измеряется хотя бы десятилетиями. При этом пишу о том, что охотничьему сообществу следует формировать внутри себя именно истинную элиту. ^^^^^^^^^^^^^ Для лучшего понимания о чём речь, я бы рекомендовал известную книгу J.M. Bochenski (Юзеф Бохеньский )«Сто суеверий»** (смотрите книгу на руссом языке в прикреплённом файле). Юзеф Бохеньский (родился 30.08.1902 г., в польском городе Чушув) — известный швейцарский философ, профессор Фрибурского университета. Его научная карьера начиналась в университетах Львова и Познани, где в 1920 — 1926 гг. он изучал экономику и право. В 1927 г. он стал членом ордена доминиканцев, а годом позже приступил к изучению философии во Фрибуре. В 1931 г. Бохеньскому была присуждена степень доктора философии. Четыре последующих года он посвятил теологическим исследованиям в Университете Ангеликум в Риме: они также завершились докторской диссертацией. Во время второй мировой войны служил в Польской армии в Великобритании (1940 — 1944) и Италии (1944 — 1945). Он участвовал в битве на Висле (был польским уланом), автор ряда работ по истории философии, логике, философии религии: «Europaische Philosophie der Gegenwart» (1947), «Formal logic» (1956), «Logic of religion» (1965), «The methods of contemporary thought» (1965). Ю. Бохеньский — один из основателей советологии. В 1957 — 1972 гг. он был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибурском университете; он также — основатель и издатель (с 1961 г.) журнала «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica» (с 1959 г.). Хорошо известны его работы, содержащие критический анализ марксистской и советской философии: «Diamat» (1950), «Marxismus-Leninismus» (1976). В прочем, с его детальной биографией легко можно ознакомиться в разных частях интернета. Поэтому продолжать не будем. :::::::::::: Важно, что Юзеф Бохеньский определяет элиту как группу наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям… людей данного общества. Здесь понятие «элита» как бы противопоставляется понятию «народ» (кстати, в статье я упоминаю и про дилемму Агамбена) и далее Бохеньский пишет о трёх мифах, существующих в отношении понятия «элита». Мы не будем здесь разбирать все три (хотя их разбор в рамках рефлексии по поводу охотничьего сообщества весьма желателен), но важно отметить то, что Ю. Бохеньский считает, что благосостояние и прогресс, а подчас и само существование общества, зависят от того, удастся ли этому обществу создать внутри себя элиту. Общество, лишённое элиты, обречено на застой и скорую гибель. И вот это уже напрямую касается того, что затронуто мной в статье «РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ СЛАБОСТИ ОХОТНИЧЬЕГО СООБЩЕСТВА». На мой взгляд, то, что касается общества, в той же или в столь же значительной мере касается и социальной группы (в нашем случае охотников). Отсюда (помимо прочего) и проистекает положение о важности наличия и формирования в охотничьем сообществе элиты (которая, как говорится в статье, по отношению к упоминаемой там ЭВГ /смотрите в комментариях к статье на сайте ihunter.pro/ выступает в качестве контрэлиты). """""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""""""""""""""""""""""" **Библиографическое описание книги «Сто суеверий»: ББК 86.30 Б 86 Bochenski J.M. STO ZABOBONOW. Krotki filozoficzny stownik zabobonow. Paris, 1987. Перевод М. М. Гуренко Редактор А. А. Яковлев Художник В. К. Кузнецов ISBN 5 — 01 — 003878 — 1
Пушкин Александр Викторович Пушкин Александр Викторович

05 августа 2023 года

Сообщений: 40
Я не могу с точностью указать авторство приводимого ниже текста, но, на мой взгляд, он неплохо дополняет затронутую в заметке тему: "По поводу изменений в обществе. Можно выделить два крайних типа изменений. Рациональный. В обществе есть элиты. Элиты это те, кто "видит" смыслы, трансценденции, понимает происходящее, сообщает это видение, идеи и смыслы, народу и власти. Что и оформляет развитие. Это мудрецы у Платона. Элиты есть, они ценимы народом и уважаемы властью. Сначала идёт работа в элитах, потом выработанное воплощается властью, народ обретает перспективу и мотивацию, изменения реальны. Элиты - это не отдельные люди с пониманием, видением и мотивацией. Это группы людей с такими качествами, способностью мыслить - если кратко, между которыми есть взаимодействие. Группы, которые взаимодействуют интеллектуально. То есть, причастность человека к правящему классу, интеллектуалам, успешным, профессионалам высшего класса - не есть признак элиты. Мало того, профессионалы есть опасная псевдоэлита. Так как из-за узости мышления (сугубо профессионального) претендуют на видение целого, коим не обладают. А "простецы" легко очаровываются, порождаемыми профессионалами, сложными или простыми конструкциями с умными словами. Правящей класс - ещё одна иллюзия: раз люди со властью, значит они должны знать. Они не более чем со властью, но не значит что со знанием. Это конечно упрощенно. Когда элиты нет, и у власти и у народа нет потребности в элитах, рациональные изменения невозможны. Если элит нет, то осмысление невозможно. Изменения идут только через действительный, осуществившийся кризис. Даже точнее через катастрофы. В которых исчезают псевдолидеры, исчезают иллюзии и от действительности уже некуда бежать. Только в такой ситуации у народа формируется запрос к тем, кто спасёт. Как в анекдоте про атеиста, попавшего в тяжёлую ситуацию: господи если ты есть- спаси, если спасёшь, всегда верить буду в тебя. Но в ситуации катастрофы народ также восприимчив и к поппулистам, которые ярче и проще, чем действительно мыслящие. Так что, либо катастрофа продолжится, либо кто-то возьмётся за ум. (...) У нас есть и вариант иррациональный, без ума. Есть и умные люди и группы. Но власть не опирается на них. Раз так, путь наш иррациональный, то важно использовать соответствующие такому развитию событий практики: - сохранять ясный ум, наблюдать, осознавать и не включаться эмоционально; - публично сообщать осознаваемое, это кого-то может спасти, помочь самоопределиться; - говорить о возможных изменениях, проектах, это может сработать когда появятся возможность; - способствовать, интеллектуально, разрушению того, что рухнет - чтобы те, у кого есть ещё адекватность, не цеплялись за "мертвое", а искали "живое"; - создавать те проекты, которые вам лично по силам; - вычислять "зёрна" нового в настоящем и поддерживать их. Всё это поможет пройти через кризис сохранив веру, способность мыслить и действовать (...)".
Только зарегистрированные пользователи, с уровнем - Специалист, могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Загрузка